Верхнепалеолитическая стоянка у ручья Сунгирь на высоком берегу р. Клязьмы увосточной окраины г. Владимира была обнаружена в археологами 1956 году. Здесь в 1964 г. профессором О.Н. Бадером при раскопках было найдены целые скелеты и фрагментарные костные останки, принадлежавшие шести субъектам. Позднее были найдены останки еще трех. Хорошо сохранились только два погребения. Эти захоронения уникальны по богатству инвентаря и разнообразию украшений из мамонтовой кости (костяные дротики и кинжалы, предметы искусства, браслеты и бусы, богато расшитая меховая одежда). Скелет в одном из погребений принадлежал пожилому мужчине возрастом 55-65 лет, который лежал в вытянутом положении на спине на дне овального углубления. Рядом с ним были положены кремневый нож и скребло. На нем были найдены многочисленные бусины (несколько тысяч), вырезанные из бивня мамонта, которыми была расшита одежда, на обеих руках надето несколько браслетов из тонких костяных пластин, на ногах – расшитая кожаная или меховая обувь. На черепе лежали бусы и подвески из зубов песца, украшавшие головной убор. Судя по богатому убранству и возрасту, это был старейшина или вождь племени. Могила была засыпана охрой, сверху был положен плохо сохранившийся женский череп без нижней челюсти. Культурный слой относится к позднему варианту костенковско-сунгирьской археологической культуры, что соответствует развитому граветту Западной Европы. Геологический возраст стоянки 23-28 тыс. лет.
Помимо могилы пожилого мужчины, там же было обнаружено парное захоронение двух подростков, положенных в одну могилу головами друг к другу, ногами в противоположные стороны. Это были мальчик возрастом 13-14 лет и девочка возрастом 10-12 лет. Рядом со скелетами лежали два копья длиной 2,4 м и 1,7 м, изготовленных из цельного выпрямленного бивня мамонта. Кроме того, там же находилось несколько дротиков и кинжалов из бивня мамонта, кремневые ножи, две костяные иглы с ушком, скульптурные изображения лошади и мамонта и два жезла – выпрямителя древков. Одежда была богато украшена бусами. Несколько тысяч бусин, вырезанных из бивня мамонта, были расположены в определенном порядке. Это позволило ученым предположить, что они украшали одежду, и попытаться реконструировать костюмы. Вероятнее всего сунгирьцы носили сшитые из меха или кожи рубахи, длинные штаны и обувь типа унтов, которые под коленями перехватывались расшитыми бусинами завязками. Сверху на плечи был наброшен плащ или накидка. На голову надевалась расшитая бусами меховая шапочка. На руках у подростков были костяные браслеты, кольца и другие украшения.
В строении скелета и черепа мужчины из погребения Сунгирь 1 прослеживаются некоторые черты сходства с кроманьонцами Европы и Китая, хотя череп не столь низкий и длинный. Лоб высокий, с умеренным наклоном, надглазничный валик отсутствует, но выступание глабеллы над переносьем очень сильное. Нос умеренной величины, прямой. Нижняя часть лица тяжелая, выступающая вперед, челюсть исключительно длинная, подбородочный выступ развит средне. По мужскому скелету и несколько омоложенному черепу была сделана реконструкция, передающая внешний облик мужчины, жившего около 25 тыс. лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Она сделана без волосяного покрова. Голова поставлена прямо и чуть вверх. Плечи очень широкие (не менее 45 см), рост высокий (180 см), но телосложение грацильное. Рельеф шейной области и плечевого пояса явственно выражен, что указывает на хорошее развитие мускулатуры. Календарный возраст данного индивидуума не менее 50-55 лет, однако в процессе работы череп был слегка омоложен, поэтому на реконструкции мы видим крепкого сильного мужчину в возрасте примерно 40 лет. Он представляет собой особый восточный вариант кроманьонца и не имеет четко сформировавшихся признаков какого-либо современного расового типа.