Абу-Абдулло Джафар Рудаки - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджрудак в Таджикистане (отсюда его литературное имя). По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт, писавший на арабском языке и на фарси. Воспевал природу и радости бытия, выступал против бесправия. Был приближен ко двору правителей Бухары из персидской династии Саманидов, достигнув славы и богатства. К концу жизни впал в немилость, подвергся изгнанию и умер в нищете на родине. До нас дошла только небольшая часть его стихов, отрывки из поэм и автобиографическая «Ода о старости».
В 1956 г. таджикский комитет по подготовке к празднованию 1100-летнего юбилея Рудаки предложил М.М.Герасимову провести поиски могилы поэта и по найденному черепу создать его скульптурный портрет. Предполагалось, что поэт был погребен на кладбище в родном кишлаке Панджруд в верховьях р. Зеравшан, и над его могилой когда-то находился мазар (мусульманское погребальное сооружение). Поскольку сведений о жизни поэта практически не было, Герасимов решил изучить стихи Рудаки в качестве биографического источника. Анализ стихотворений показал, что он не мог быть слепым от рождения, так как в них есть множество красочных описаний. Однако в более зрелых по стилю, и вероятно более поздних произведениях, зрительные образы полностью отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте, но продолжал писать стихи. Это должно было как-то отразиться в строении глазниц. Кроме того, в автобиографической «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Одновременное выпадение сразу всех зубов должно было наложить отпечаток на строение верхней и нижней челюстей. В итоге М.М.Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых могилу и скелет можно было считать принадлежащими поэту.
Герасимов выехал в кишлак Панджруд, где по рассказам местных жителей и описаниям средневековых историков на старом мусульманском кладбище нашел маленькую площадку, свободную от позднейших захоронений. При раскопках там были обнаружены остатки разрушившегося от времени мазара и одиночная могила с неплохо сохранившимся мужским скелетом. Череп в исследованном погребении был без зубов. Все эти признаки указывали на то, что это действительно могила Рудаки. Скелет был похоронен в соответствии с мусульманскими традициями и принадлежал человеку в возрасте 75-78 лет. Особенности сочленения головы и позвоночника свидетельствовали о том, что этот человек держал голову сильно откинутой назад, как ходят слепые, привыкшие обходиться без поводыря. Изучая строение верхнего края глазниц, М.М. Герасимов, обнаружил явные признаки атрофии глазничного нерва и края лобной кости, однако глазное яблоко при этом не было разрушено. Эти изменения позволяют сделать вывод о насильственном ослеплении в возрасте около 60 лет. На скелете найдены также следы прижизненных переломов трех ребер и второго поясничного позвонка. Травма нанесена примерно в это же время. Таким образом, встречающееся в стихах упоминание о совершенном над поэтом насилии нашло документальное подтверждение при изучении анатомических особенностей его скелета. Действительно, находившийся в зените славы поэт был оклеветан, предан и ослеплен.
При реконструкции ученый воспользовался не только черепом, но и костями скелета, воссоздав всю верхнюю часть торса. Рудаки был невысок (около 170 см), но настолько пропорционально сложен, что производил впечатление высокого. По своему антропологическому типу это чистый европеоид без всякой монголоидной примеси, типичный представитель горных таджиков. Чтобы показать такую индивидуальную особенность, как полное отсутствие зубов, на реконструкции он показан со слегка приоткрытым ртом, как бы произносящим гортанный звук. Согласно традиции старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому в соответствии с его антропологическим типом ему придана довольно длинная и густая борода. Поскольку в последние годы жизни он находился в опале и бедности, то его одежда соответствует этому – простая нательная полотняная рубаха и халат из грубой шерстяной ткани. Как совершивший паломничество к святым местам (хадж) и посетивший Мекку, Рудаки имел право на ношение чалмы.